Особенности семейного бизнеса в России

Сегодня отечественная экономика растет – это касается не только крупного, но и малого бизнеса. Здесь и там открываются различные ресторанчики, небольшие магазины, рекламные агентства и так далее. Все пустые окраины уже освоены огромными супер маркетами. А потому даже с помощью невооруженного глаза можно наблюдать за развитием области торговли и услуг.

Во многих многоэтажных зданиях первые этажи заняты компаниями, магазинами и агентствами. И особенно процветает сегодня семейный бизнес, когда члены одной семьи и просто знакомые кооперируют собственные средства и открывают небольшое дело.

Сегодняшний рост потребительской способности идет только на руку представителям семейного бизнеса. И не секрет, что именно малый и средний бизнес считаются основанием общего государственного благосостояния.

Новые компании создаются людьми, которые состоят друг с другом в дружественных и даже родственных отношениях – тогда собственный капитал организации постоянно остается в семье и при необходимости передается по наследству. Причем, тенденция, связанная с ростом подобных компаний за последние годы только возрастает. И в нашей стране практически восемьдесят процентов компаний, представляющих малый бизнес, являются семейными. Причем, идеи для такого бизнеса могут быть самыми разнообразными.

Группы семейного бизнеса.

semejnyj-biznes-8310799

Исходя из общей структуры и распределения капитала обычно компании, которые представляют семейный бизнес, делятся на несколько групп.
Одной из таких групп является узкий семейный бизнес, подразумевающий открытие компании, где работают только участники семьи. Это обычно небольшие фирмы, в которых работает не больше десяти человек.

Зачастую такие предприниматели обладают статусом ИП и являются предпринимателями без формирования юридического лица. Обычно в этих фирмах нет четкого распределения должностей и выполняемых полномочий, отсутствует также структура подчинения и иерархия.

Лидером является глава семейства, остальные члены могут выполнять разнообразную работу по случаю. Этот принцип подразумевает построение разнообразных маленьких магазинов ,в которых дочка может быть продавцом, жена выполнять обязанности бухгалтера или снабженца, а отец выступать руководителем и водителем. Причем при необходимости обязанности могут быть взаимозаменяемыми.

Также нередко делаются и особенные консалтинговые компании, агентства по кадрам, издательства, построенные по семейному типу. Отсутствуют четкие инструкции для должностей, зато присутствует обязательная функциональная взаимозаменяемость и присутствует «кровная» заинтересованность каждого участника семьи в развитии бизнеса.

Но может встречаться бизнес, организованный не одной семьей, а несколькими родственными семьями. Здесь компании могут быть побольше, организация в них обычно поставлена более четко, как и структура, связанная с подчинением. И в таких компаниях семейные отношения на работе становятся деловыми. Некоторые из родственников работают в роли управленцев, а некоторые – подчиненными. И когда компания переходит от обыкновенной семейной организации к межсемейной компании, то она может столкнуться с определенными проблемами, связанными с управленческой деятельностью, разделением власти, накоплением капитала и так далее.

Если подобные проблемы не преодолеть, то общее дело может «прогореть». А потому необходимо постараться преодолеть каждый «острый угол» на таком этапе, достичь общего семейного понимания поставленных целей, разграничить ответственность для каждого сотрудника компании. А потому для создания качественного семейного бизнеса необходим четко разработанный план и стратегия.

Еще одной крупной группой, связанной с семейным бизнесом, является группа компаний, где бизнес наследуется разными поколениями. Зачастую это настоящие семейные кланы и нередко к таким компаниям принадлежат международные корпорации, обладающие множеством дочерних филиалов.

Семья же контролирует в таком случае компанию с помощью контрольного аукционного пакета. В разных странах положен собственный процент акций из общего пакета, который необходимо сохранять при себе, чтобы фирма могла называться семейной. Примеры можно посмотреть в некоторых европейских странах. Если в Финляндии необходимо держать при себе пятьдесят процентов акций, как минимум, то в той же Германии достаточно двадцати пяти процентов акций (чтобы пакет был наиболее весомым, а другие акции были рассредоточены по мелким владельцам).

В данном случае можно отметить еще способ, ответственный за сохранение семейного контроля над компанией – выпуск акций нескольких категорий с разнообразным числом голосов. Так сохраняется семейный контроль над компанией и вместе с тем привлекается дополнительный капитал, который явно не помешает для дальнейшего развития.

Особенности мирового и отечественного бизнеса.

Если рассматривать мировой семейный бизнес, то он обладает определенными особенностями, которые следует отметить. Прежде всего, семейные компании нередко создают ради экономии денежных средств на выплату заработной платы работникам, поскольку именно стоимость наемного труда является одной из наиболее затратных статей во многих странах и препятствует открытию нового бизнеса.

Если же говорить крупных семейных холдингах и корпорациях, то здесь больше всего выделяется Англия, в которой шестнадцать процентов семейных организаций функционируют уже больше четырех поколений.

Еще мировой опыт демонстрирует успешность семейного бизнеса не только в торговых отношениях, но и в индустриальном производстве продукции. Довольно часто такой бизнес достигает по-настоящему мировой высоты и компании попадают в рейтинги наиболее прибыльных предприятий в мире.

Развитие компании возможно как вширь, когда увеличивается число компаний, открываются дочерние предприятия, так и вглубь, когда увеличивается общая доходность организации. И по показаниях аналитиков именно семейные предприятия развиваются успешнее обыкновенных акционерных компаний.

Но с отечественным семейным бизнесом на сегодняшний день пока что дела обстоят сложнее. В нашей стране почти не функционируют крупные семейные корпорации и просто больших семейных компаний крайне мало. Впрочем, это вполне объяснимо, поскольку чуть более двадцати лет назад в нашей стране зародилось такое понятие, как «предпринимательство». Что уже говорить о развитии семейного бизнеса?

И сегодня осуществляются первые подходы к порогам наследственности, когда компания передается следующему поколению – например, от отца к сыну. И по-настоящему решающими в данном отношении станут последующие годы, которые должны продемонстрировать результаты развития такого явления, как семейный бизнес, в нашей стране.

Известно, что не только семейный бизнес, но и любой вид частной торговой деятельности стал возможен в нашей стране только в начале девяностых. И, по сути до сих пор мы являемся свидетелями только начального этапа становления бизнес деятельности. А потому основные характеристики семейного бизнеса в России – это:

  • относительная молодость;
  • неопытность;
  • неумелость ведения дел;
  • нехватка навыков управления и руководства;
  • нехватка капитала для роста.

Также у нас семейный бизнес в собственных зачатках сосредоточен в основном на торговой сфере. Что касается собственного производства, то сегодня на его организацию решается немного семей. Причиной этому может быть нехватка капитальных средств, отсутствие государственной поддержки, тяжелые и кабальные условия банковского кредитования, плохое развитие государственных и частных фондов, отвечающих за развитие малого бизнеса.

История отечественного семейного бизнеса.

Хотя из истории Вы можете помнить, что в дореволюционной России семейный бизнес существовал – достаточно вспомнить такие знаменитые купеческие династии, как Никитниковых, Светешниковых, Шориных, Морозовых, Горбуновых и т. д. Поэтому можно надеется на определенную генетическую память и приспособленность отечественного менталитета к такому занятию, и соответственно, развитие семейного бизнеса и в нашей стране.

Не зря же и сегодня обнаружена достаточно интересная тенденция – многие современные предприниматели, которые начинают интересоваться историей собственного рода, внезапно обнаруживают собственную родственную принадлежность к тем или иным дореволюционным предпринимателям.

По-видимому, определенная «коммерческая жилка» в человеке остается и наследуется из поколения в поколение. Так сохраняется и продолжает развиваться история, связанная с русским предпринимательством, укрепляются и продолжают развиваться семейные традиции.

А потому не стоит слишком сетовать на молодость и неопытность отечественного семейного бизнеса. Его история все равно является достаточно богатой и интересной, а также наполненной множеством показательных примеров в лице дореволюционных купцов и предпринимателей, их деятельности.

Когда-то и эти отечественные предприниматели начинали собственный бизнес с нуля и сумели достичь очень многого. У многих из них вначале даже не было собственного капитала и определенной свободы действий, однако на помощь пришли определенный предпринимательский талант, усердия и житейская смекалка и потому были созданы достаточно успешные и развивающиеся компании, а дело передавалось по поколениям. И семейный бизнес в действительности имеет собственный смысл в том, чтобы передавать дело из поколения в поколения, вместе с тем приумножая его и продолжая развивать.

Такой бизнес постепенно расширяется, компания становится корпорацией, могут быть организованы всевозможные дочерние структуры и работать на предприятии будут уже не одни члены семьи (даже в управленческом аппарате!). И, тем не менее, основной пакет с акциями все равно остается у главы семьи, и главное руководство компании осуществляется главной семьи (как и сохраняется традиция наследственной передачи руководства).

С каждым новым поколением могут быть новые идеи для расширения и развития бизнеса, и главное – умело воплощать такие идеи в жизнь. Не зря же тенденция, которая касается роста и развития семейных компаний за последние годы в нашей стране только возрастает. И не зря практически восемьдесят процентов предприятий, представляющих малый бизнес, являются семейными.

Это демонстрация понимания отечественными бизнесменами того факта, что подобный вид деятельности может стать весьма выгодным и успешным при правильном подходе к нему.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Бизнес. Добавьте в закладки постоянную ссылку.